ОЧЕРК - Байкальск делает ставку на ЦБК, но ищет альтернативу

Алексей Копылов

ИРКУТСК, 24 фев - РИА Новости. Жители Байкальска Иркутской области пока не видят реальных производств, которые могли бы заменить открывающийся в конце февраля после простоя Байкальский ЦБК, и надеются благодаря нему вновь получать стабильную зарплату. Власти полагают, что город сможет стать не столь зависимым от комбината только через три-четыре года, когда в Байкальске начнут действовать альтернативные проекты, не связанные с деревообработкой и лесохимией.

За время 17-месячного простоя Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат успел уволить почти всех работников, заявить о своей консервации и напугать власти тем, что в случае его простоя город просто замерзнет: теплом Байкальск обеспечивает единственная ТЭЦ, которая входит в состав БЦБК.

УЕХАЛИ И ВЕРНУЛИСЬ

Пока комбинат стоял, части его работников предложили работу на других предприятиях.

"Я уехала на "Кузбасский Скарабей" (предприятие в Кемерово по производству картона), потом ко мне приехал муж с семилетней дочерью. Но ни бытовые условия, ни уровень зарплаты не устроил", - говорит работник комбината Мария Мартынова.

В Кемерово они жили семь месяцев, а когда узнали, что БЦБК возобновляет работу, решили вернуться.

"Я пришла на то же рабочее место в сушильном цехе, на котором работала до сокращения. Муж ранее работал в цехе ДПЦ, сейчас он также в сушильном. Сейчас есть стимул работать. Лучше БЦБК, на мой взгляд, сейчас нет", - убеждена женщина.

Сотрудников комбинат набирает с января. До сокращений на предприятии работали 2,3 тысячи человек, сейчас ЦБК готов взять "на один поток" около 1,4 тысячи сотрудников. Средняя зарплата на комбинате составит 8-14 тысяч рублей.

Бывшая работница БЦБК Александра Попова говорит, что вакансий уже нет. Ранее работала в расчетной бухгалтерии комбината, ее сократили.

"Сейчас вроде бы нужны электромонтеры, но вакансия еще не открыта. Хожу на комбинат, пытаюсь устроиться", - говорит она.

По словам жителей, когда БЦБК остановился, искать работу в Иркутске, который находится в 150 километрах от Байкальска, было бессмысленно: средняя заплата в областном центре составляет 13-14 тысяч рублей, а аренда квартиры в областном центре - минимум 10 тысяч.

"Ехать в Иркутск было просто не на что. Пришлось заниматься написанием курсовых для студентов", - рассказывает Александра Попова.

Ежемесячное пособие по безработице в Байкальске составляет от 3,7 до 5,8 тысячи рублей. Большинство работников БЦБК жили именно на эти деньги, когда комбинат стоял. Работникам ТЭЦ, которая находится на балансе комбината и отапливает город, повезло больше: часть из них не попала под сокращение, некоторые вахтовым методом работали на Сахалине, получая при этом по 30 тысяч рублей в месяц.

"Но можно было работать и в Байкальске примерно за эти же деньги, - рассказывает один из собеседников агентства. - Просто (компания) "Иркутскэнерго", которая после уговоров властей взяла в управление ТЭЦ Байкальска, привезла своих специалистов из других городов для обслуживания станции".

ЕСТЬ ЛИ У БЦБК БУДУЩЕЕ

Центр занятости Байкальска ранее утверждал, что ему удалось трудоустроить около 280 сокращенных сотрудников БЦБК. Но все они попали на общественные работы, которые имеют сезонный характер.

"Работать в Байкальске негде. В советские времена здесь был филиал швейной фабрики, молокозавод, строительно-монтажное управление, завод бетонных конструкций. А сейчас - один БЦБК", - говорит Людмила Пашкова, ранее работавшая на комбинате.

Впрочем, в Байкальске есть и те, кто не хочет возвращаться на комбинат. В первую очередь, это высококвалифицированные специалисты, занимавшие должности не ниже инженера. После остановки БЦБК они уехали на предприятия в другие регионы.

"У БЦБК нет будущего, так как у предприятия нет экономики. Оборудование устарело, сырьевая база потеряна, лес придется везти более чем за 700 километров. И как быть с 2 миллиардами долгов, если предприятие может зарабатывать не более 90 миллионов рублей прибыли в год?", - рассуждает по телефону один из бывших сотрудников комбината, который не собирается возвращаться в Байкальск. Сейчас он работает в одном из городов Сибири.

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС

Байкальский ЦБК пока только тестирует оборудование и делает опытные партии целлюлозы.

В феврале принятые работники должны получить первый аванс. Торговцы центрального рынка в Байкальске говорят, что покупателей стало заметно больше, особенно тех, кто приходит за продуктами.

"Раньше совсем не было покупателей, сейчас они есть. Уже берут то, что подороже на прилавке стоит", - говорит один из торговцев.

Впрочем, в Байкальске есть люди, финансовое благополучие которых с возобновлением работы БЦБК сразу не улучшится. Это те, кто взял кредиты в банке, но не гасил их из-за отсутствия денег и работы. С одним из таких жителей банк без уведомления расторг кредитный договор на сумму почти 100 тысяч рублей и потребовал вернуть деньги.

"С этим случаем мы будем разбираться у мирового судьи. И пойдем к правительству региона, которое ранее обещало реструктуризировать долги байкальчан. Но почему-то этот вопрос решался без нас", - рассказывает Людмила Пашкова, которая возглавляет одну из инициативных групп, отстаивавших в прошлом году интересы горожан.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НЕУВЯЗКИ

Экологи говорят, что БЦБК наносит существенный вред Байкалу. В первую очередь, речь идет о промышленных стоках комбината, которые образуются при хлорной отбелке целлюлозы. Промстоки хотя и проходят несколько систем очистки, но по специальной трубе попадают в озеро. Еще одна проблема БЦБК - неприятный запах, образующийся при выбросах метилмеркаптана. Он ощущается далеко от комбината, что, по мнению экологов, отпугивает туристов, которые могли бы приехать на юг Байкала.

Руководство предприятия обещает решить проблему, установив на выходе газоконверторы, позволяющие снизить неприятные выбросы.

Сами жители уверены, что существенного вреда Байкалу БЦБК не наносит.

"В 80-е годы мы рыбачили около комбината. И тогда вдоль побережья плавала целлюлоза и картон. Сейчас берег чистый, существенных отходов нет. Да и рыба всегда была хорошей", - отмечает житель Байкальска Василий Киселев.

Экологов в Байкальске не любят.

"Они нам говорили: вам Байкал не жалко? А мы им в ответ: а вам наших детей, которым есть нечего, не жаль было? Ох, дали бы нам этих экологов живьем...", - ругается один из жителей города.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ БАЙКАЛЬСКА

По официальным данным, БЦБК запустили на три-четыре года для того, чтобы перевести предприятие на кислородную отбелку целлюлозы, которая в 20 раз меньше наносит ущерба водоему, чем хлорная отбелка. Но власти Байкальска стремятся уйти от зависимости от комбината. В январе власти представители федеральному центре комплексную программу развития города до 2014 года, которая предполагает инвестиции в туристический бизнес, строительство оздоровительного комплекса, продажу байкальской воды и переработку клубники.

По словам мэра Байкальска, стоимость программы составит около 16 миллиардов рублей.

"Наряду с Пикалево и Тольятти, мы надеемся получить от центра финансовую поддержку", - подтверждает глава города.

Жители признают, что развивать альтернативные направления нужно.

"Нам без разницы, снесут БЦБК или оставят на месте. Нам нужна работа, но пока ничего взамен комбината не предоставили", - говорит жительница Людмила Пашкова.

По ее словам, на продаже клубники в сезон можно заработать 50-70 тысяч рублей, но этих денег на целый год не хватит.

В марте областные власти обещали запустить на мощностях БЦБК производство энергосберегающих ламп, но к закупке соответствующего оборудования никто не приступал. В проектах также осталось создание нового деревообрабатывающего производства на комбинате.

Валерий Пинтаев признает, что развить малый и средний бизнес в Байкальске нет возможности при простаивающем комбинате.

"Допустим, кто-то займется торговлей, привезет в город товар, а продать ничего не сможет, так как у людей нет денег - жители ведь нигде не работают. Поэтому крупное производство, обеспечивающее занятость в городе, просто необходимо. Малый бизнес будет развиваться только при наличии большого предприятия" - считает Пинтаев.

Сейчас мэрия Байкальска ведет переговоры с "Базовым элементом", который предложил передать местным властям 25% акций БЦБК.

"В этом случае мы войдем в совет директоров предприятия, будем диктовать определенные условия. А за время работы комбината постараемся привести в город новых инвесторов", - добавляет мэр.

СПРАВКА

БЦБК построен на юге Байкала в 60-х годах прошлого века для выпуска целлюлозы, необходимой военно-промышленному комплексу. Дискуссия о том, что комбинат необходимо убрать с берега уникального озера либо перепрофилировать началась в 80-х годах. В 2001 году правительство РФ издало постановление №643, в котором, в частности, указывалось, что варка целлюлозы в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (БПТ) запрещена. А еще через год в госэкпертизе был утвержден первый этап программы перепрофилирования комбината, предусматривающий строительство замкнутого водооборота, исключающего попадание промышленных стоков в озеро Байкал.

После нескольких задержек в реализации проекта БЦБК в августе 2008 года перешел на замкнутое водопользование, но почти сразу остановился. При новой системе водооборота комбинат уже не мог производить высокорентабельную беленую целлюлозу, а небеленую в тот момент было варить невыгодно из-за упавшей на 30% цены на такой продукт.

В октябре комбинат остановился и начал сокращать работников. Идея вновь запустить комбинат принадлежит Минпромторгу и основному акционеру предприятия - ЛПК "Континенталь Менеджмент". В январе этого года правительство издало постановление, исключающее производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне БПТ, что фактически позволяет комбинату работать на легальных основаниях.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.